10 принципов эффективного обучения от исследователя мозга Джона Медины

Содержание
  1. Мозг надо прокачивать, как мышцу
  2. Признаки проблем с кровообращением
  3. Упражнение : «Мемори»
  4. Не верьте стандартным тестам
  5. Развивайте эмпатию
  6. Упражнение : «Сенсорика»
  7. Задействуйте обоняние
  8. Замените вилку на палочки
  9. Упражнение : «Рисунок наоборот»
  10. Смените имидж и сделайте перестановку
  11. Упражнение : «Эстафета слов»
  12. Как улучшить кровообращение в ногах
  13. Онлайн-тренажеры и игры
  14. Медитация
  15. Делайте перерывы на физическую активность
  16. Новую информацию давайте порционно
  17. Используйте другие маршруты
  18. Обращайтесь к эмоциям каждые 10 минут
  19. Нейрофидбэк-тренинг
  20. Используйте интервальные повторения
  21. Как улучшить мозговое кровообращение
  22. Упражнение : «Алфавит»
  23. Подкрепляйте теорию примерами из практики
  24. Упражнение : «Разноцветные слова»
  25. Упражнение : Иностранный язык для лентяев
  26. Упражнение : Жонглирование
  27. Упражнение : Головоломки
  28. Используйте визуальные материалы
  29. Тренируйте тактильность
  30. Упражнение : «9 точек»

Мозг надо прокачивать, как мышцу

Мозг можно и нужно развивать: он, как и тело, способен меняться (и это научный факт). Наш мозг, по словам Медины, работает как мускул. Чем усерднее мы учимся, тем масштабнее и сложнее становится.

Например, у скрипачей увеличенная часть мозга отвечает за движение левой руки: похоже, что музыканты придерживались диеты с высоким содержанием жиров.

Скрипач касается струн левой рукой, а правой держит смычок. Область, отвечающая за действия правой руки, кажется намного проще: движения этой руки более монотонны, а область мозга, отвечающая за левую руку, опухла и полна бороздок, потому что механика движений руки левая рука требует от скрипача большего количества водяных знаков.

«Приведет ли это к развитию интеллекта — другой вопрос», — оговаривается ученый. Однако необходимо тренировать мозг, ставить перед ним задачи, формировать новые нейронные связи на протяжении всей жизни.

Признаки проблем с кровообращением

Симптомы хронической недостаточности кровообращения в головном мозге могут не проявиться до тех пор, пока не возникнет ситуация, требующая обильного кровоснабжения: стресс, необычная физическая активность, нахождение в непроветриваемом помещении. Они появляются внезапно: головная боль, онемение части лица, нарушение координации движений, шум в ушах.

Могут появиться хронические симптомы: частое головокружение, снижение памяти и работоспособности, ухудшение концентрации внимания, сонливость или бессонница.

Признаки нарушения кровотока в конечностях включают перемежающуюся хромоту (боль при ходьбе и ее отсутствие в состоянии покоя), холодные руки и ноги в любую погоду, образование варикозного расширения вен, тяжесть, усталость, отек, судороги мышц ног.

Упражнение : «Мемори»

Тренировка кратковременной памяти — это то, что «доктор приказал» интеллектуальному будущему. Во время экспериментов ученые просили участников слушать последовательность букв, одновременно наблюдая за появлением фигур в разных частях экрана. Респондентов попросили определить повторяющиеся закономерности.

Чем чаще они тренировались, тем больше становился их подвижный интеллект, то есть способность справляться с задачами, не имея необходимой базы знаний.

Вывод: тренируйте память! Запомни наизусть телефоны ближайших родственников, сослуживцев и коммунальщиков! Если этот урок «не о тебе», поиграйте в видеоигры, чтобы развить память! Поищите в браузере тег «память»! Таких игр тысячи, и все они увлекательны и интересны.

Не верьте стандартным тестам

Поскольку обучение постоянно меняет человеческий мозг, это означает, что в мире нет двух людей с одинаковым мозгом. Поэтому стандартизированные тесты вряд ли помогут выяснить, кто умнее всех. Чтобы качественно оценить интеллект каждого ученика, потребуется семь миллиардов различных тестов. У каждого свои особенности памяти, сильные стороны, и это необходимо уважать, не оценивая только по «общей шкале», стараясь обучать и проверять индивидуально.

Развивайте эмпатию

учителю важно развивать способность сопереживать. Это позволит вам лучше понять эмоциональное состояние учеников. Вы сможете различить, когда ученик просто ленив, а когда что-то его беспокоит или когда он чувствует себя неуверенно в классе или во время урока.

Чтобы дети открывались взрослому, необходимо создать безопасную и эмоционально стабильную среду. Исследования показывают, что хронический стресс мешает обучению. Медина уверена, что нервное напряжение серьезно ухудшает словесную память и способность концентрироваться.

Кстати, недавние исследования показали, что развитие сочувствия у детей также благотворно влияет на их умственные способности — в то же время оно увеличивает творческие способности.

Упражнение : «Сенсорика»

В своей работе мозг опирается на «сенсорные каналы», то есть на органы чувств. Деактивируя визуальный образ, мозг вынужден активировать больше нейронных связей для получения информации. Один из примеров — люди, которые потеряли зрение, но научились читать шрифт Брайля кончиками пальцев. По аналогии можно «прокачать» мозг.

Для этого положите в карман монеты разного достоинства, а если вдруг у вас появится свободная минутка, постучите по ним наощупь, пытаясь угадать, какая монета попала вам в руку. Автомобилисты могут держать в машине стакан мелочи и выставлять их в потоке машин. А дети могут собрать «мешок сюрпризов» — разные предметы, которые нужно «узнавать» с закрытыми глазами.

Задействуйте обоняние

Вы годами пользуетесь одними и теми же духами? Пора это изменить! Хороший способ заставить мозг работать — это избавиться от ароматической рутины. Обоняние — важный канал восприятия реальности. Также необходимо периодически вводить в готовку что-то необычное, будь то новые ароматы или специи.

Биохакинг: можно ли взломать свое тело и обрести вечную молодость?
Биохакинг: можно ли взломать свое тело и обрести вечную молодость?

Замените вилку на палочки

Еда — это тоже распорядок мозга. Попробуйте освоить новые навыки! Есть вилкой на всю жизнь? Возьми палки! Сначала будет сложно, но получится отличная тренировка.

Упражнение : «Рисунок наоборот»

Простой и эффективный способ развить правое полушарие — нарисовать изображения вверх ногами. Проблема человека, убежденного в том, что он не умеет рисовать, заключается в том, что он переносит на бумагу символы, а не образы, возникающие в его голове. В попытке нарисовать лицо сначала нарисуйте круг, затем две точки — то есть глаза, крючок — нос и палку — рот. Но как только изображение перевернуто, ассоциации исчезают из мозга — никаких палочек и точек, только то, что вы видите перед собой. И когда активизируется правая половина мозга, все начинает работать.

Смените имидж и сделайте перестановку

Мозг привыкает к окружающей среде: расстановке мебели в доме и предметам на столе, отражению в зеркале и ряду знакомой одежды. Необязательно делать капитальный ремонт и кардинально менять внешний вид. Достаточно, например, периодически проводить небольшую переподготовку и, чтобы «встряхнуть» восприятие, пробовать обновки в одежде.

Упражнение : «Эстафета слов»

В эту интересную игру можно играть с детьми — всей семьей. Назовите слово, второй игрок должен повторить его и добавить свое, а третий игрок должен повторить два названных слова и добавить свое, и так далее. Чем больше слов, тем лучше. Игра заканчивается, когда ни один из участников не может полностью вспомнить всю последовательность.

Как улучшить кровообращение в ногах

Если не контролировать кровообращение в ногах, можно пропустить начало развития необратимых недугов. Плохой кровоток приводит к варикозному расширению вен — стойкому расширению вен. Чтобы обеспечить нормальный кровоток и тонус сосудов, откажитесь от подъемников и отдайте предпочтение подъему по лестнице. Это также полезно для прогулок, езды на велосипеде / велотренажерах.

А эти упражнения можно делать дома каждый день:

  • Встаньте на колени, положив локти на пол перед собой. На выдохе выпрямите ноги так, чтобы корпус образовал букву «L», задержитесь 10 секунд, вернитесь в исходное положение.
  • Лягте на спину, имитируйте езду на велосипеде: руки за голову, ноги поднимите перпендикулярно туловищу. 30 вращений, количество подходов может варьироваться в зависимости от уровня тренированности мышц.

Источник: kachaemmyshcy.ru

  • В положении сидя прижмите пятки к полу, поднимите пальцы ног и наоборот. Повторить 20-30 раз. Идеально подходит вечером для тех, кто страдает от мышечных спазмов в икроножной мышце.
  • Лягте на спину, поднимите одну ногу. Поверните его по часовой стрелке 20 раз. Повторите с другой ногой против часовой стрелки.
  • Сидя, разведите прямые ноги в стороны, насколько позволяет растяжка. Поочередно сложите с двух сторон по 10 раз.

Онлайн-тренажеры и игры

Онлайн-сервисы по развитию мозга и обучению пришли на смену печатным кроссвордам и судоку. Вы можете выбрать что угодно, от онлайн-головоломок до образовательных игр, которые анализируют ваше игровое поведение и адаптируются к вашим решениям. Самыми популярными являются Wikium, Uplift и Bitreinika. Что нужно? Во-первых, упражнения могут быть просто развлечением. Во-вторых, позволяет отвлечься от повседневных стрессовых ситуаций с пользой для здоровья. С прагматической точки зрения такие упражнения помогают улучшить познавательные способности, что со временем поможет вам быстрее решать жизненные и рабочие задачи, запоминать имена коллег и знакомых, а также запоминать важные семейные даты.

Медитация

Существует множество различных техник медитации, но давайте сосредоточимся на, казалось бы, более простом: сядьте спокойно, закрыв глаза, и сосредоточьтесь на своем дыхании. Даже такое, казалось бы, простое упражнение может вызвать множество препятствий. В первый раз будет чрезвычайно сложно даже на минуту сесть без надоедливых мыслей, захлестывающих ум. Однако, постепенно отключая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться. Ежедневная практика может помочь вам избавиться от беспокойства, уменьшить последствия стресса и научиться контролировать свое внимание.

Исследования показывают, что у тех, кто занимается медитацией каждый день, есть более толстый слой серого вещества в областях, отвечающих за умственную концентрацию и гибкость. Тренировка мозга с помощью медитации означает, что со временем вам нужно будет прилагать меньше усилий для концентрации внимания. Это означает, что со временем вам станет легче сосредоточиться на повседневной жизни, когда вам это нужно, например, на важной встрече или на экзамене.

Делайте перерывы на физическую активность

Большинство антропологов считают, что наши предки проходили не менее 19 километров в день. Развитие мозга сопровождалось движением: он задерживался слишком долго — попал в пасть хищнику. Ученые обнаружили, что у физически активных современных людей любого возраста когнитивные способности лучше, чем у тех, кто мало тренируется.

В ходе исследования дети бегали трусцой по 30 минут два-три раза в неделю, и через три месяца их интеллект улучшился. Однако как только занятия прекратились, показатели вернулись на прежнее место. Ученые поняли, что важно регулярно насыщать мозг кислородом. Сама Медина перерывы заполняет не кофе, а упражнениями.

Если вы не можете найти в школе беговую дорожку или стол для пинг-понга, рекомендуется чаще гулять. Главное в этом деле — регулярность и постепенное накопление нагрузок, не стоит заниматься спортом радикально.

Новую информацию давайте порционно

Мозг не обращает внимания на скучные вещи. Чтобы школьники или взрослые могли лучше учиться, необходимо постоянно привлекать их внимание. Однако средний урок или лекция по большей части утомительны и занимают около 10 минут. Ученые еще не выяснили, почему это происходит, но исследования подтверждают, что у учителя есть около 10 минут, чтобы привлечь внимание слушателя.

Джон Медина проводит уроки с учетом этой особенности мозга: он делит 50-минутные выступления на 5 модулей по 10 минут каждый. В модуле есть отличная идея, о которой вы можете рассказать через минуту. Подробнее. В конце первого модуля внимание студентов падает. Им определенно не нужна дополнительная информация по этому вопросу, и совершенно новая тема выберет их из колеи. Как решить проблему? Это обсуждается в следующем абзаце.

Используйте другие маршруты

Дом — работа — дом. Этот путь может оставаться неизменным долгие годы. Суть в том, что мозг проходит через это на автопилоте, совершенно не участвуя в процессе. Постарайтесь добраться до офиса разными способами и хорошенько осмотрите район, в котором вы живете, прогуляйтесь там, где вы никогда раньше не бывали. А перед тем, как отправиться на новое место, заранее внимательно изучите карты и постарайтесь добраться до нужной точки, не заглядывая в приложение с картами и подсказками для навигатора.

Обращайтесь к эмоциям каждые 10 минут

Каждые 10 минут Медина дает своим ученикам перерыв от новой информации, вместо этого обращаясь к эмоциям. Ученый называет эту технику «эмоциональной ловушкой». Ловушка должна включать эмоции: рассмешить, напугать, пожалуйста, вызвать ностальгию или сомнения.

В идеале ловушка должна быть связующим звеном между тем, что рассматривается в первом модуле, и тем, что будет во втором. Он может, например, резюмировать материал первого модуля или, наоборот, предвосхищать содержание второго, используя эмоции.

Нейрофидбэк-тренинг

Одна из многообещающих методик — обучение нейробиоуправлению. Это процедура, которая позволяет научиться контролировать активность своего мозга. Он основан на принципе биологической обратной связи. Во время нейробиоуправления небольшие электрические сигналы мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и преобразуются в звуки и изображения с помощью программного обеспечения. То есть компьютерная программа создает в реальном времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.

Используйте интервальные повторения

Помните поговорку о «матери знаний»? В 19 веке ученый Герман Эббингауз, который в течение 30 лет проводил различные эксперименты, чтобы понять, как работает память, пришел к выводу, что новая информация забывается в первые несколько часов после знакомства с ней. К тому же 90% того, что вы изучаете в классе, забывается в течение месяца. Чтобы продлить «продолжительность» знакомства, необходимо выполнять повторы через определенные промежутки времени. Чем больше количество циклов повторения, тем лучше сохраняется информация.

Современные исследования подтверждают выводы Эббингауза. Например, ученый Роберт Вагнер попросил две группы студентов запомнить длинный список слов. Передав список группе, он попросил их выучить его наизусть. Второй группе он просто показывал слова через большие промежутки времени, но не позволял запоминать.

В результате первая группа запомнила гораздо меньше слов, чем вторая. Основываясь на этих выводах, профессор психологии Гарвардского университета Дэн Шактер посоветовал педагогам и студентам:

«Если у вас есть только неделя на изучение материала и возможность практиковаться десять раз, лучше повторять десять раз с интервалами, чем пытаться охватить все сразу».

Как улучшить мозговое кровообращение

Хроническое нарушение мозгового кровообращения — прямой путь к инсульту. Это чревато и другими неприятными последствиями: ухудшением памяти, ухудшением работоспособности, головокружением и обмороком, онемением лица.

Вот 5 упражнений для улучшения мозгового кровообращения:

  • Береза. Универсальная поза для улучшения кровотока по всему телу, включая голову. Начать нужно с одной минуты, постепенно увеличивая время.

Источник: evrikak.ru

  • Он наклоняется во все стороны и поворачивает голову. Движения должны быть плавными. Не усердствуйте, если у вас темные глаза или голова кружится — уменьшите диапазон движений после 5-минутного перерыва.
  • Встаньте спиной к стене, вдохните и плотно прижмите к ней, напрягая мышцы шеи. Задержитесь 5 секунд, расслабьтесь.
  • Сидя, прижмите ладонью лоб и сожмите мышцы шеи, не допуская изменения головы. Зафиксируйте положение, задержав дыхание на 5-10 секунд, выдохните, расслабьтесь. Достаточно 4-7 повторов.
  • Сидя за столом, упереться в него локтем. Прижмите ладонь к виску. Наклоните голову в сторону руки, сопротивляйтесь ладонью. Держите мышцы в напряжении 5-10 секунд, затем повторите с другой стороны.

Упражнение : «Алфавит»

Упражнение 3: Алфавит Источник: sun9-5.userapi.com

это отличное упражнение для мозга, развития внимания и повышения концентрации. Эксперты рекомендуют использовать его всякий раз, когда нужно генерировать идеи, но ничего не работает; или пора перезагрузить мозг и снять эмоциональное напряжение.

Распечатайте лист с алфавитом и соответствующие знаки. Вам нужно последовательно произносить буквы вслух, одновременно выполняя действие, написанное под каждой из них. Знак «П» означает, что нужно поднять правую руку, «Л» — левую, «О» — обе. Упражнение считается выполненным, если без ошибок пропустить все буквы от «А» до «Я» и в обратном направлении. Время самостоятельно — нужно сделать это как можно быстрее!

Совет!
Совет!

Если есть возможность, обязательно возьмите сиесту! В одном исследовании две группы участников попросили запомнить 120 незнакомых имен. Наилучшие результаты показала группа, которая после задания легла в покое. А после сиесты присутствующие запомнили даже больше имен, чем в первый раз!

Подкрепляйте теорию примерами из практики

Практические примеры — отличный способ запомнить теорию. В одном эксперименте студенты читали сочинение из 32 глав о вымышленной стране. Некоторые главы содержали примеры, относящиеся к основной теме и реальной жизни, а другие — нет. Чем больше примеров из реальной жизни, чем ближе к читателям, тем точнее они запоминают содержание главы.

Почему примеры так эффективны? Потому что они используют естественную склонность мозга распознавать знакомые закономерности.

Упражнение : «Разноцветные слова»

Упражнение 7: «Цветные слова» Источник: expertmemory.ru

Для выполнения этого упражнения нужно синхронизировать левое и правое полушария мозга. Ваша цель — быстро назвать цвет слов на картинке. И это только на первый взгляд кажется несложной задачей! Фактически, левое полушарие мозга будет «цепляться» за слова и сбивать вас с толку. Этот вид обогрева требует большой концентрации! А еще дает отличные результаты: улучшает внимание и концентрацию, развивает оба полушария головного мозга.

Упражнение : Иностранный язык для лентяев

Чтобы прокачать свой «мозг», восстановите изучаемый в школе иностранный язык или выучите новый. Исследования показывают, что когда мозг полиглота выбирает, какой язык использовать, активируются корковые связи, отвечающие за все языки. Затем в подфронтальной коре головного мозга активируется «зона контроля»: подбирается необходимое слово. Следовательно, изучение языка повышает уровень IQ.

Самые забавные способы говорить на иностранном языке: смотреть фильмы с русскими субтитрами, изучать язык в социальных сетях (домашние задания на иностранном языке и новые слова выкладываются каждый день в специальных сообществах, которые помогают выучить второй язык), общаться с носителями языка в Интернете записывайтесь на курсы в вашем городе.

Совет!
Совет!

Не можете сосредоточиться на чем-то значимом и важном? Выпей стакан воды! Обезвоживание заставляет человеческий организм работать в напряженном темпе, что снижает умственную активность.

Упражнение : Жонглирование

Согласно исследованию, опубликованному в американском журнале Nature в 2013 году, жонглирование предметами увеличивает интеллект. После спектакля артисты цирка еще 3 месяца демонстрируют высокую мозговую активность! Наиболее продуктивно для них работают области мозга, отвечающие за зрительную и физическую активность. Попробуйте разбудить «спящие» зоны, освоите жонглирование теннисными мячами! Это увлекательная игра и отличный тренажер для мозга!

Упражнение : Головоломки

Ученые убеждены, что кроссворды, головоломки и загадки снижают риск болезни Альцгеймера и старческого слабоумия. Так что перестаньте ругать себя за то, что целый день разгадываете кроссворды или целый час собираете головоломки для детей. Такие упражнения не только доставляют удовольствие и помогают снять стресс, но и служат профилактикой серьезных заболеваний. Это означает: тренируйте свой мозг как можно чаще!

Используйте визуальные материалы

Картинки запоминаются лучше, чем текст или речь. Исследования показывают, что через 72 часа человек запоминает около 10% услышанного. Если та же информация представлена ​​в виде изображений, показатель возрастает до 65%. Согласно книге Джона Медины, мы запоминаем текст лучше, чем речь, потому что мозг воспринимает его как множество маленьких изображений.

Визуальные образы безопаснее всего хранить в памяти. Еще лучше, если изображение будет двигаться. В конце концов, объекты, которые были опасны для наших предков, находились в постоянном движении, и мозг разработал сложную систему нейронных связей для их распознавания. Вот почему Медина советует учителям чаще использовать анимацию.

Ученый также предлагает учителям ознакомиться с их презентациями. Заголовки, субтитры и стопка текста на слайде — худший способ донести информацию до вашей аудитории. Но чем проще изображения в презентации, тем лучше.

Тренируйте тактильность

известно, что около 90% информации человек получает через зрение. Но способность к прикосновениям у обычного человека развита недостаточно. Его можно использовать для тренировки мозга. Например, попробуйте выучить шрифт Брайля или узнать номинал монет.

Упражнение : «9 точек»

Задание 9: «9 баллов» Источник: adfaver.ru

Попробуйте соединить четырьмя 9-пунктирными линиями, составленными из 3-х частей в три ряда. Запрещается отрывать ручку от листа, а также дважды пересекать одну и ту же точку.

Совет!
Совет!

Не добавлять «дебет» и «кредит»? Слушайте Моцарта! Психологи опубликовали результаты удивительного исследования. После прослушивания классической музыки лабораторные крысы прошли через лабиринт быстрее и точнее.

Оцените статью
Блог про аффирмации